Швеция, Кебнекайсе, описание похода март 2013

Автор статьи: Денис Руинский
                                  Фото: Сергей Бутовский

Давно не брал я в руку шашки….

В смысле, давненько не ходил я в лыжные походы.

Что именно меня подвергло подписаться — сейчас уже и не вспомню, то ли красочные описания золотоголосого Сергея Виталича, то ли потрясающие фотографии с этого района, то ли обещание в основном ночевать на приютах с душем, пивом и сауной, то ли замануха пройти застывший водопад. В общем, не знаю, но я согласился, о чем, впрочем не пожалел, путешествие получилось вполне приятным и комфортным, несмотря на то, что половина обещанного так и не случилась.

Маршрут похода утверждался не долго, в принципе, район совсем не большой и что мы хотим посмотреть, мы вполне отчетливо понимали. Изюминками похода, помимо местных красот, должно было стать прохождение ледопада в каньоне ручья Giebmejohku и, конечно же, восхождение на вершину Кебнекайсе.

Собралось нас шесть человек, что вполне достаточно для лыжного похода (особенно, как мы помним, с ночевками на приютах), но и шатер на всякий случай прихватили, поскольку, как минимум, одну ночевку в нем мы планировали, да и как то не приучены мы еще к изыскам туризма «по западному». Поскольку ехать предполагалось на машине — выбор их тоже не был особо сложным, мой пыжик и Серегина Хонда вполне обеспечивали комфорт в дороге и вместительные багажники для снаряжения.

Итак, группа готова, раскладка и снаряжение — то же, коттеджи для ночевки по дороге туда и на Кебнекайсе забронированы, и рано утром мы тронулись в путь. Всего нам надо было проехать порядка 1400 км до места под названием Никкалуокта, откуда все обычно и начинают свои маршруты по тому району. Часть пути по России и описывать нечего, она всем Питерцам наверняка знакома, перед самой границей дозаправились «дешевым» бензином, прошли границу, прикупив по пути в дютике чем погреться, и поехали по благополучной Европе. Поскольку для меня это был первый опыт вождения за границей, не мог не наслаждаться комфортностью поездки. В целом правил никто не нарушает, дороги в отличном состоянии, наличие в машине круиз-контроля избавляет от необходимости постоянно контролировать свою скорость — в общем, одна сплошная благодать.

Пообедав по дороге прихваченным еще из дома перекусом, и прикупив продуктов на ужин-завтрак, к вечеру приехали на наше место ночевки в городе Оулу. Ночевали мы в коттедже, вшестером вполне комфортно, имелся полный комплект посуды для еды и готовки, душ, туалет, тепло и светло — большего и желать нечего. Позавтракав, по традиции, яичницей, погрузились по машинам и тронулись в дальнейший путь. Через некоторое время, пересекли границу со Швецией, и покатили уже по ней. Особых различий не наблюдалось, дороги, правда стали немного похуже, если уместно такое слово. Кстати говоря, на мой взгляд при таких поездках, кормиться в дороге проще всего на заправках. На любой Несте, например, имеется шведский стол, где за 9-10 евро наешься от пуза простой, но очень вкусной едой.

Швеция, Кебнекайсе, маршруты Кебнекайсе

И вот, наконец, последний город Кируна, и дорога на Никкалуокту, с которой открылся великолепный вид на массив Кебнекайсе. Естественно, мы не могли не остановиться. И еще засветло мы прибыли к конечной точке нашей автомобильной части путешествия. Уже привычно уютный домик, доброжелательные хозяева, сувенирная лавка, и все такое.

Швеция, река Laddjujohka, маршруты КебнекайсеСо следующего дня у нас начиналась лыжная часть. Что бы не напрягаться с самого первого дня, договорились о заброске наших рюкзаков на станцию Кебнекайсе на снегоходе, а сами, с бэгами, с пуховками и термосами с обедом, встали на лыжи и по хорошо укатанной дороге отправились вверх. Очень приятная погода, при которой комфортно идти, великолепные пейзажи вокруг, идешь налегке — вот  это туризм. Для обеда нашли очень приятное местечко рядом с трассой, которое еще больше напомнило о том, что мы хоть и в Европе, но все таки в горах.

Горная станция Кебнекайсе встретила нас радушно, поселили нас в домике типа «барак», в котором имелась пара больших помещений на 10-12 человек, несколько комнат на 2-3 человека, туалет, душ (в котором правда были проблемы с горячей водой), сушилка для вещей. В здании, где находится ресепшен, так же имеются жилые помещения, «коридорной» системы — отсеки на 4-х человек отделенные от коридора занавесками. В этом же знании есть магазин с едой, пивом  и сувенирами, есть уютный холл, есть ресторанчик-кафе. Неподалеку имеется корпус со столовой, оборудованной всем необходимым для приготовления пищи (плиты, посуда, мойки и т.п.), душевые и сауны, там же и магазин-прокат снаряжения. В общем — сплошная цивилизация.

Таким образом, ужинали мы хоть уже и походным рационом, но во вполне цивилизованных условиях, опять же, сэкономили газ, да и добавка к рациону в виде пива была вполне уместна. Толерантные европейцы делали вид что совсем не удивлены нашим меню, пока мы бодро хрустели сухариками.

Утром дежурные пригласили нас на завтрак все в ту же столовую, где несмотря на раннее утро уже также копошился народ. Позавтракав и оставив на приюте лишнее барахло (кстати говоря, я имел глупость оставить там свой единственный в группе «биппер», которого при возвращении недосчитался), мы радостно встали на лыжи, вскинули рюкзаки и отправились в путь. Как только мы выкатились из под прикрытия корпусов Швеция, река Laddjujohka, маршруты Кебнекайсеприюта, стало понятно, что погода нас в этот день решила не баловать, как вчера. Дул сильный встречный ветер, мела низовая поземка, но все равно лучше, чем на работе. Нам предстояло пройти немного вверх по долине, до устья ущелья Siellajohka, которое мы собирались пройти.

Несмотря на то, что мы отправились собственно в лыжный поход, практически все участники предпочли идти пешком, поскольку поверхность была крайне неприятной — сухие наледи, гребенки, периодически попадались россыпи камней, снег весь сдут, по видимому ветра здесь постоянное явление.  Добравшись до входа в ущелье, наконец, можно было слегка перевести дух и отдохнуть от ветра. Само ущелье представляет из себя каньон с не очень высокими бортами, подъем достаточно пологий, кое где встречаются снежные пробки, на которые приходилось вылезать. В одном месте встретили зеркало чистого льда на ручье, под которым былоШвеция, Giebmejohku, маршруты Кебнекайсе видно, как струится вода — завораживающее зрелище. Через примерно километр пути нам открылась изюминка сегодняшнего дня: замерзший водопад. Нам предстояло либо пройти его, либо возвращаться и идти через перевал из долины Laddjujohka к приюту Singi, притом против сильного встречного ветра. Так что выбор был очевиден.

Подобравшись под самый водопад прошли наверх на разведку, на сколько позволял снег. И стало понятно, что несмотря на весьма грозный вид издалека, это нам вполне по силам. Так что,  оснастившись всем необходимым, мы приступили. Сергей страховал (из-за чего практически нет фоток с этого момента), а я пошел вспоминать молодость. Что, впрочем с успехом и проделал. Поскольку, в целях экономии веса рюкзаков, обвязки мы брали только для двоих работавших на ледопаде и их надо было передавать вниз следующим, время прохождения оказалось малость побольше, чем мы рассчитывали, так что обед у нас совсем припозднился. Перекусив, чем завхоз послал, продолжили движение вверх по ущелью и вскоре выбрались в верховья ручья Giebmejohku. По плану, мы должны были спуститься совсем вниз до приюта, но уже вечерело, да и первый день все таки. К тому же встретили открытую воду, и было принято решение заночевать прямо здесь. Что мы и претворили в жизнь. Поскольку ветер по прежнему не утихал, а спрятаться от него в долине было негде, вырыли яму под шатер, натаскали воды с ручья, и очень так комфортненько заночевали.

Швеция, река Tjäktjavagge, маршруты КебнекайсеЗа ночь ветер стих, и утро встретило нас легким морозцем и переменной облачностью. Отличная катуха, пологий спуск вниз к широкой долине реки Tjäktjavagge доставил массу удовольствия. И вот мы вышли на «Королевскую тропу», точнее лыжню, по этим временам. Трасса накатана, отмаркирована, и народ встречается постоянно.  Дойдя до приюта Kuoperjakka, где мы собственно предполагали ночевать (и хорошо что не получилось, поскольку это не полноценный приют, а так, перекусить или укрыться в непогоду, места там не очень много, печка в принципе есть, но вот дров в сарае не оказалось), стали думать, что делать дальше. То ли ломиться до нашей следующей по плану ночевке, что с учетом отставания от графика вызывало некоторые опасения, то ли непонятно что делать. В общем, перекусив в домике в компании подошедших шведов, все таки встали на лыжи и пошли. Наш путь лежал немного по трассе, а потом вверх по долине  Kaskasavagge. Любуясь открывающимися видами, местными оленями, наслаждаясь зимой, приличной погодой и не очень глубокой тропежкой мы и сами не заметили, как дошли до места запланированной ночевки. Мы оказывается, сильны и быстры :) :) :)

Вот только это получалась вторая подряд ночевка в шатре, и было понятно, что как минимум следующая, будет такая же. Нам то, бывалым лыжным туристам, это не сильно страшно, но вот Витя, который в лыжном походе был первый раз, да и обещали ему преимущественно ночевки на приютах, маленько напрягся, но как воспитанный человек, держал свое «напряжение» глубоко внутри :) :).

Швеция, Kaskasavagge, маршруты КебнекайсеВ планах на следующий день у нас была радиалка на перевал в долину Unna Raitastugarj и переход через перевал в долину Guodirvaggi, где мы собирались ночевать (опять таки, заметьте, в шатре). Так что с утра, свернув лагерь, мы маленько пробежались вперед, оставили рюкзаки, и пошли в радиалку. Погода, поначалу вполне приличная, к моменту подхода к перевалу стала портиться, и заглянув с седловины на ту сторону, мы получили только снежные заряды в лицо. Поэтому просто развернулись и покатили вниз, к рюкзакам. Эх, вот это совсем другое дело. Налегке, по неглубокому снегу, вниз, с присвистом — не жизнь, а малина :)

Швеция, Kaskasavagge, маршруты КебнекайсеДобравшись до рюкзаков, перекусили, и пошли на наш следующий перевал. В связи с ухудшившейся погодой, это оказалось не совсем тривиальным делом, и если с утра мы отлично разглядели его, то сейчас видимость сильно ухудшилась, становясь периодически нулевой. Но на помощь нам пришел навигатор, с забитым в него треком Кости Бекетова, что позволило нам, несмотря на отсутствие видимости, найти подъем на перевал. Сам подъем сложности не представляет, иди себе серпантином потихоньку вверх, седловина достаточно широкая, не промахнешься, даже если почти ничего не видно. В верхней части подъема нам повстречался очень жесткий фирн, и народ даже переобулся в кошки. Поскольку мне это делать было лень, пришлось ждать их на перевале, но ветер заставил меня приспуститься с него на ту сторону, заодно появилась возможность и просмотреть спуск, т. к. время от времени все же раздувало и становилось хоть что то видно.

Швеция, Guodirvaggi, маршруты КебнекайсеВпрочем спуск оказался тоже не сложный, ни крутых сбросов, ни множества камней, так что собравшись на перевале и по быстрому слопав шоколадку, двинулись вниз. Поскольку спускались мы с подветренной стороны, снега оказалось довольно много, и получить большого удовольствия от спуска не удалось, хотя и встречались участки, где катить было очень комфортно. Правда, как правило, такие участки заканчивались глубоким рыхлым снегом, так что результат сами понимаете какой :)

Спустившись на дно долины, направились в сторону нашего завтрашнего перевала в долину Тарфала, приглядывая заодно место для ночевки. Впрочем, где то под нами было озеро, да и долина совсем плоская, так что просто в какой то момент остановились и сказали «Живем здесь».

Швеция, Guodirvaggi, маршруты КебнекайсеНочью опять поднялся ветер, и когда утренний дежурный вылез из палатки, порадовать он нас ничем не смог. Впрочем, это было понятно и изнутри, на улице явно что то происходило, и то что происходило не нравилось даже лежа в спальнике. Руководитель все же вылез оценить обстановку, и вернувшись огорошил нас: «Сидим, ждем погоды». Итак у нас случилась отсидка, на улицу выходить совсем не хотелось, уж больно ветер трепетал наш шатер, поэтому развлекались кто как и чем может. Ситуация осложнилась тем, что карты (игральные в смысле) мы как то забыли прихватить. Что не помешало правда, их нарисовать на пущенных на это дело листах пройденного маршрута и еще каких то листочков с описаниями.

Витя как-то совсем пригорюнился, видать преимущественные ночевки в приютах он представлял себе несколько по другому. Примирило его с действительностью  разрешение руководителя вечером достать заветные фляжки для дегустации Витиных волшебных напитков, ну и плебейский виски тоже конечно попробовали.

Швеция, Guodirvaggi, маршруты КебнекайсеСледующее утро показало две вещи. Во-первых, у нас классный шатер, который с честью выдержал испытание ветром, во-вторых, погода вроде дает возможность идти дальше, по крайней мере подъем на наш перервал просматривался вполне отчетливо. И хотя верха по прежнему были закрыты, все же время от времени раздувало и там. Потому, не мешкая свернули лагерь и пошли на перевал, к приюту Тарфала. Подгоняло осознание, что впереди ожидает ночевка в тепле и уюте, можно будет просушить спальники (все же за четыре ночи они влаги насосали), да и пиво там наверняка есть :)

В нижней части подъема слегка доставала тропежка, но продолжалось это недолго, и вскоре мы выбрались на пологий участок, где и стало понятно, что собственно перевал чуть дальше, у глубине ущелья, где то справа остался перевал, ведущий на ледник Rabot. Погода опять стала портится, ветер, снег, видимость то есть, то нет. Но делать нечего, приют нас уже манил своими прелестями, и слегка передохнув, мы двинулись дальше.

В сложившейся ситуации очень напрягали погодные условия, тем более, из описаний мы знали, что на спуске с перевала нас ожидает крутой сброс по замерзшему водопаду, который надо обходить. Но вера в свои силы и современные технологии, в виде навигатора с записанным треком безопасного спуска, позволила нам двигаться дальше. Тем не менее, при полном отсутствии видимости, это весьма смахивало на авантюру. Когда мы перевалили через седло перевала и начали двигаться в сторону спуска, навигатор был постоянно включен и находился у ведущего. Тем не менее, место, где надо было уходить в сторону для обхода ледопада мы маленько проскочили и увязли в глубоком снегу на склоне, который становился все круче. Чуть посовещавшись, решили двигаться правее, что бы выйти на трек спуска, но в этом глубоком снегу это у нас не очень то и получалось. В какой о момент слегка раздуло, и появилась возможность просмотреть, что находится под нами. Никаких особых опасностей мы не разглядели и смогли наметить путь дальнейшего спуска. Правда, для некоторых участников все оказалось не так то и просто. Кому то спуск оказалась больно крутым, и для таких пришлось достать веревку и дать им возможность за нее придерживаться, кто то вообще умудрился упустить лыжу, которая радостно сгинула в снежной пелене (нет, мы ее конечно потом поискали, но безо всякого результата, отсюда мораль — современные технологии дело хорошее, но лыжи надо привязывать сразу, как только снимаешь, особенно на крутом склоне).

В общем, через некоторое время, мы оказались на довольно пологом дне кулуара и  дальнейший наш спуск с этого места выглядел вполне комфортным и безопасным.

Швеция, озеро Darfaljavri, маршруты КебнекайсеТак что перекусив, мы покатили (а кто-то почапал на одной лыже) вниз. Выкатившись на озеро и оглядываясь назад, было совершенно не понятно, откуда мы спустились. Глядя вперед, сквозь снежную пелену разглядели то ли огромные камни на другом берегу, то ли постройки приюта Тарфала, к которым быстренько и вышли. Наконец то мы спаслись, в приюте тепло, светло, на кухне горячий чай и радушие местных постояльцев. Нам оставалось только добраться до приюта Кебнекайсе, до которого не так и далеко, да и вниз в основном. Ситуация только осложнялось отсутствием у одного из участников лыжи. Попытались вызвать снегоход с Кебнекайсе, но он оказался то ли выходной, то ли в разъездах, так что пришлось нам двигаться своим ходом. Основная часть пошла вперед на приют, а наш одноногий, в сопровождении товарища, потопал вслед, уж как успеют, так и придут (впрочем, пришли они не на много позже основной группы).

В наших планах было еще восхождение на гору Кебнекайсе, поэтому вечером, мы поужинали, чем удалось разжиться в магазинчике на приюте (скупив у них почти все пельмени «равиоли», которые похоже пролежали там очень долго, и на вкус, кстати, так себе, но уж очень хотелось разнообразить походное меню) и ознакомившись с прогнозом погоды на завтра, завалились спать. Прогноз был так себе, давал окно для восхождения до середины дня, чем мы и хотели воспользоваться. Правда далеко не все участники рвались на вершину, все же цивилизация, похоже снижает моральный дух.

Швеция, Laddjujohka, маршруты КебнекайсеВышли мы утром довольно поздно, поскольку требовалось дождаться открытия проката, взять там лыжи, взамен потерянной. Погода пока была прекрасной, светило солнце, ветер присутствовал, но в весьма легком виде. Из-за позднего выхода успеть подняться в хорошую погоду на вершину шансов у нас практически не было, тем более, что по дороге все время что то случалось, то ремешок на креплениях перетрется, то пружина лопнет. Поэтому шли мы в свое удовольствие, наслаждаясь погодой и видами, Швеция, вершина Кебнекайсе, маршруты Кебнекайсеи поднявшись до цирка под вершиной, попили чайку с перекусом и поехали обратно.

Спуск, по крайней мере мне, доставил массу удовольствия, лыжи катили отлично, рюкзака нет, так что сплошной кайф.

На станции Кебнекайсе собрали рюкзаки, заказали доставку наших тел и рюкзаков до Никкалуокты на снегоходах, где нас уже ждал уютный коттедж, наши машины и все прочие прелести почти полной цивилизации.

Швеция, приют Никкалуокта, маршруты КебнекайсеИ вот мы уже в домике, горячий душ, ужин из местного кафе. Правда пока мы мылись и приводили себя в порядок, оно уже закрылось, но нам выдали с с собой тазик с салатом и тазик с картошкой и мясом, которые мы сдобрили тем, что у нас осталось с похода. В общем — вечер удался.

С утра, погрузившись по машинам, мы тронулись в обратный путь. Описывать там особо нечего, поскольку он полностью повторял путь туда, за исключением остановки по дороге где то в Финляндии, у музея колоколов. Название населенного пункта, к сожалению, не запомнил, но зрелище вполне любопытное.

Финляндия, Музей колоколов

Финляндия, ОулуНочевали по дороге все в той же Оуле, в том же коттедже, затарившись по дороге едой и питьем. Поскольку приехали совсем не поздно, было время прогуляться по берегу залива, на котором порадовал закат. Потом приятно посидели вечерком, Витя нас побаловал жаренной форелью по собственному рецепту (с дополнением в виде походных сухарей), Леша выставил для дегустации бутылочку Кальвадоса — Финляндия, Оулутак что вовсю делились свежими впечатлениями от похода, ну и, естественно, начали задумываться о будущих путешествиях. И с раннего утречка покатили к дому, на границе особых очередей не было, так что немного за полночь все оказались по своим домам.

Если вам понравилась статья вы можете о ней рассказать друзьям:
Запись опубликована в рубрике За рубежом, Туристические маршруты, Швеция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Швеция, Кебнекайсе, описание похода март 2013

1. Надежда говорит:

Спасибо за путешествие и его описание! Как будто всё легко и просто,но представляю,как на самом деле было! Где моя молодость,остаётся только цивилизация и по хорошему-зависть…