Автор: Вениамин Ицхоки Фото: Михаил Мочкин Вениамин Ицхоки
Заключительная часть нашего путешествия по Европе на авто.
День 8-й. Станислав Лещинский. Нанси – Селеста.
Едем на второе кольцо. Город Нанси, столица провинции Лотарингия, был основан в 11 веке и до 18 века был известен, в основном, как место гибели в 1477 амбициозного и безрассудного герцога Бургундии Карла Смелого в бою с местными жителями и их наемниками швейцарцами. В 18 веке город был отдан в распоряжение бывшего короля Польши Станислава Лещинского. Проиграв войну за Польское наследство он уехал во Францию, к своему зятю, королю Людовику XV, и обладая приличными средствами добытыми непосильным трудом, недюжинной энергией, а также безупречным вкусом, решил сделать Нанси самым красивым городом северо – восточной Франции. Не знаю, как всего города, но площадь, названная в честь создателя – площадь Станислас, действительно хороша.
Вероятно, это самая красивая барочная площадь Европы. Она очень соразмерна и богато украшена гениальным специалистом по художественной обработке металла Ж. Ламуром. Очень хороши парадные ворота и парные фонтаны «Нептун» и «Амфитрита» по углам площади. Площадь Станислас и соседствующая с ней площадь Каррер объекты мирового наследия ЮНЕСКО.. Есть что-то удивительно польское по духу в этом французском городе. Польская шляхта на регулярную армию денег королю не давала (вот еще баловать! Наберет всяких солдафонов и наши шляхетские вольности отымет), а польские крылатые гусары во время визитов во Францию в качестве эскорта подковывали своих лошадей золотыми и серебряными подковами, причем с таким расчетом, чтобы во время торжественного прохождения по улицам эти самые подковы «ненароком» отваливались. Лещинский лишился королевства, зато вона, как его его оценили благодарные жители Нанси — памятник водрузили на площади его имени! Погуляв по городу и осмотрев остатки средневековых укреплений Порт – де – ла – Краф,
пошли отдохнуть в местный Парк де – ла – Пепиньер. Он тоже выше всяких похвал. Есть даже скульптура Родена,
Были свидетелями забавной сценки, как по парку бегал павлин и клянчил мороженое у посетителей.
Следующей целью был Страсбург, но времени оставалось слишком мало, чтобы доехать и осмотреть, и слишком много, чтобы потратить его впустую. Поэтому решили заполнить его фрагментами из запасного варианта маршрута, благо по пути. Был выбран город Селеста на «винной дороге Эльзаса». Планировалось там и заночевать. Я считал, что проблем с ночевкой не будет, поскольку не видел упоминания города ни в одной программе турагентств. Куда там! Все отели, что были нам по карману, оказались заполнены. Ничего, ночевать в машине нам не привыкать. Пристроились у местного комиссариата полиции и пошли смотреть на ночной город. Городок оказался исключительно красив с ночной подсветкой. Особенно красивы церкви ордена бенедиктинцев Сент Жорж и Сент Фуа, а также фахверковые дома составляющие исторический центр в больших количествах.
День 9-й. Кинцхейм – замок О Кенигсбург – Страсбург.
Импровизации продолжаются. Продрав глаза и погуляв по утренней Селесте, зашли в информационный центр и получили карту и консультации как добраться до замка О Кенигсбург. Путь к замку начинается от городка Кинцхейм, симпатичного, но особо ни чем не примечательного. Замок О Кенигсбург был построен в 12 веке на скальном плато высотой 720 м , потом неоднократно перестраивался, менял владельцев, и даже горел до тла после осады шведами во время Тридцатилетней войны, а в 15 веке некоторое время вообще был разбойничьим гнездом. В 1899 г власти Селесты преподнесли замок в подарок германскому императору Вильгельму II, и тот к 1908 г вместе с Бодо Эбхардтом перестроил его. Собственно получилась не реконструкция средневекового замка, а скорее стилизация в духе неоготики, и чем-то напоминающая баварский Нойшванштайн. Можно пройти экскурсию с аудиогидом, но лучше погулять по замку самому. Осмотрев замок, наконец-то вернулись к основному маршруту и поехали в сторону Страсбурга.
Страсбург – столица Европы и провинции Эльзас. Традиционно со времен раннего средневековья провинции Эльзас и Лотарингия были спорными между Францией и Германией, поэтому неоднократно переходили из рук в руки. После Первой мировой войны они окончательно вошли в состав Франции. Страсбург хорош (весь старый город объект мирового наследия ЮНЕСКО), но включать его в такой короткий и насыщенный маршрут было безусловной ошибкой. Во-первых проблема с парковками. В центре у собора парковка не более часа, надо перегонять машину на другое место. Вместо неспешной прогулки и осмотра (а посмотреть можно ой как много чего) все получилось скомкано. Осмотрели наскоро кафедральный собор, а затем перегнав машину, немного погуляли по красивейшему району Пти Франс (Маленькая Франция). Страсбургский собор был заложен в 11 веке, неоднократно перестраивался и достраивался, поэтому сохранил сочетание романского стиля и готики. Собор уникален тем, что имеет только одну башню – северную (сначала планировалось две, но вторую достраивать не стали, поскольку в сложившемся виде напоминает эльзасцам лебедя – символ верности), а также тем, что до 19 века (постройки колокольни в Ульме и Кельнского собора) был самым высоким христианским собором в мире (142 метра). Большой интерес вызывают астрономические часы 16 века и орган на котором, говорят, играл Моцарт. Рядом, на соборной площади самая старая во Франции (13 век) аптека «У оленя».
В «маленькой Франции» посмотрели только плотину Вобана,
постояли на панорамной площадке, и совсем немного фахверковые дома Пти Франс.
Надо уже двигаться в сторону Франкфурта, что и сделали, заночевав в транзитном отеле с претенциозным названием «Наполеон» («есть у них городишко, плоский как блин, и конечно называется «Вершины»»). Отель содержат выходцы из Сербии, поэтому сервис соответствующий. На брекфаст под названием «шведский стол» было предложено одно яйцо и по одному кусочку колбасы и сыра. Впрочем, сами номера были вполне на уровне «трех звезд», так что переночевали нормально, особенно после трех ночевок в машине.
День 10-й. Гегель и все, все, все… Ну пусть не все, но многие. Гейдельберг – Франкфурт – отлет.
Последний день был запасным, но поскольку освоились и все прошло удачнее, чем ожидалось, то напоследок заехали в совершенно замечательный университетский городок Гейдельберг. Город, расположенный на обоих берегах реки Неккар очень древний. Раскопки показали, что здесь когда то был римский лагерь. Первое документальное упоминание относится к 12 веку. В 13 веке рейнскими пфальцграфами был построен замок на горе Шлоссберг. Но от средневековья мало что осталось. Всему виной войны (в войне за пфальцкое наследство французы дважды, в 1689 и 1693 разрушали город ) , а также сильнейший пожар в 1764 вызванный ударом молнии. Новый город был отстроен по старым планам, но уже в барочном стиле. Наибольшая известность, конечно, у местного университета, самого старого в Германии. Он был основан в 1386 году курфюрстом Рупрехтом I по образцу Парижского и называется университетом имени Рупрехта – Карла. Кто здесь только не учился и не преподавал! Гегель, Менделеев, Ковалевская, Сеченов, Пирогов, Бородин, Ферсман…К 19 веку русская диаспора была столь многочисленной, что в любом кафе можно было объясниться на русском. Мы тоже объяснились и получили по порции мороженого, чем и заморили червячка. Город очень приятный, хотелось бы здесь провести денек, но надо улетать домой. Кстати, за мостом, перед входом в город стоит очень симпатичный страж.
Если потереть зеркало — то это к деньгам, ну, а если потереть … — это к детям. Зеркало выглядит тускловато.
До Франкфурта добрались удивительно быстро и напоследок (интересно, какой по счету) хотели зайти в местный Музей естествознания с коллекцией динозавров мирового уровня, но жалкие попытки найти парковку в часы пик ни к чему не привели, а далеко ходить поленились, поскольку еще нужно было сдавать машину. Сдача арендованной машины оказалась чрезвычайно увлекательным занятием. В кар – сервисе мы по рекомендации Задорнова пытались растолковать этим тупоголовым немцам медленно и на русском, что не знаем ни одного языка, кроме русского литературного и русского матерного, но те не сдавались и пытались медленно на немецком и английском объяснить, куда нам собственно нужно идти. Как всегда самым действенным оказалось сочетание пущенной слезы и разведение рук в положении крайней беспомощности. Немцы сами все сделали, и перегнали на стоянку вместе с нами, и сдали (без нас). Без происшествий провели ночь в аэропорту и с утра отбыли домой.
Рекомендации тем, кто поедет по нашим следам.
Их немного:
1) Поесть можно где угодно, переночевать тоже. Даже если не заказывать отели заранее. Заказ конечно удешевит поездку, но и несколько ограничит свободу перемещений. Кто знает, в каком городе особо торкнет и захочется подзадержаться, а где только пожмешь плечами, типа какого черта я здесь оказался. То, что мы трижды ночевали в машине, что в общем не приветствуется правилами Евросоюза, да и вообще не комильфо, объясняется скорее нашей тупоголовостью и отсутствием опыта в общении с навигатором, поскольку все необходимое для ночевки в кемпинге у нас было. Тоже и с редкой в нашем случае едой. Совершенно необязательно ходить табунком друг за другом. Даже не зная языка. В любом французском и бельгийском городе можно спросить «Нотр Дам»? и вам покажут как пройти к главному собору города, в Голландии «гроте маркт», в Германии «хаупт маркт» и вам покажут главную площадь все с тем же собором. Короче тому, кому хватает пищи духовной и завтрака с ужином, — в музей, Кому нужен обед и полдник с файф о клоком, понятно куда.
2) Кажущееся недопустимым такое количество городов за такое короткое время, на самом деле вполне приемлемо для небольшой группы, если есть цель посмотреть как можно больше в обзорном режиме. В общем мы успели все намеченное (посетили даже то, что было в самых смелых мечтах вроде Гейдельберга, Меца, Селесты и О Кенигсбурга) кроме нескольких классных музеев (Вольфара – Рихарца, Штеделя, картинных галерей в Нанси, Страсбурге, Маастрихте, музея Пикардии в Амьене). Но тут отчасти причины от нас независящие (Штедель), отчасти некоторое пресыщение, и пожалуй только Маастрихт грубая ошибка в графике. Задним числом я бы исключил только Страсбург, этот город требует отдельного посещения, причем не меньше, чем на целый день. А лучше дольше. Для группы либо большой, либо не ставящей особых глобальных целей, можно оставить только город – день. За исключением таких городков как Вокулер, Кортрейк, Хертогенбос (максимум пол дня на каждый, а на Вокулер хватит и часа, причем с лихвой).
3) Вопрос с парковками в общем тоже остро не стоял. Подземные парковки сплошь и рядом, есть прямо в историческом центре. Исключением был, пожалуй, только Страсбург, но вполне возможно мы были не в курсе.
4) По-моему, единственная проблема, это если ехать с детьми. Нет абсолютно ничего, что так дорого требовательной детской душе. По пути нет ни Диснейлендов, ни Футуроскопов, а Музей кинематографа вряд ли компенсирует бесцельно (для ребенка) прожитое время.
Жалко с вами расставаться. Новых вам путешествий, и до новых встреч на этом сайте!
Уважаемый автор, ждем новых репортажей! И еще, отдельное спасибо за краткий курс по изучению иностранных языков. Будем признательны за еще несколько фраз. И кстати, не говорите за все детские души, кому-то может быть и были бы милы соборы с площадями.
Не знаю таких детей. И Аверченко не знал. Как он писал: единственная знакомая девочка, которая все время смотрела в учебник, сидела в витрине магазина и к ее ноге был приколот ценник)) А репортажи будут, если интересно. У меня сейчас в окончательной шлифовке маршруты по Испании, Андорре, Франции с условным названием «На родину трех мушкетеров и катаров». Планируется и для детей кое что. Кроме пляжей Бискайского залива и Средиземного моря парки киноаттракционов Футуроскоп и Исторический. Оба под Пуатье. Второй маршрут по континентальной Италии с условным «По местам Ганнибала и Спартака». С детьми там хуже, зато включены Доломитовые Альпы с замком Месснера, «шпора итальянского сапога» — мыс Гаргано и много чего другого.