По Европе на авто. Часть 1

                                           Автор: Вениамин Ицхоки
                                           Фото: Михаил Мочкин
                                                 Вениамин Ицхоки

    Казалось бы, ну что можно успеть посмотреть за 10 дней? Для одной то страны маловато, а уж для нескольких вообще не реально. Но оказалось, что можно. Главное иметь цель и желание! И так, перед нами лежит Европа, у нас 10 дней. Путешествие по Европе на  авто начинается…

        Связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Или так: несомненна, но таинственна. Ведает ею известный древним genius loki, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их духовной средой…

                                                  Петр Вайль «Гений Места»

      Как нас учили в школе: чем больше точек – тем точнее график. По пунктам собственных передвижений вернее выстроится график твоей жизни, и ты, может быть, больше о себе поймешь.

                                                   Петр Вайль «Слово в пути»

    Идея этой гонки была одновременно спонтанной и витавшей в воздухе. Спонтанность проистекала из желания навестить родственников одного из участников во Франкфурте. Истоки, приведшие к тому, что получилось, крылись отчасти в темных глубинах памяти о светлом голоштанном детстве. Что мы о нем помним? И почему выбираем для путешествий ту или иную страну, или набор городов? Друзья понятно…книги, которые когда то читали…любимые литературные герои.., то, что нас формировало.., какие то ассоциации со странами, описанными в этих книгах, и в которых и не чаял когда либо побывать. Неопределенные мысли оформились после прочтения «Гения места» Петра Вайля. Кое-какие соображения по этому поводу были предложены знакомому турагентству, но натолкнулись на «Без Парижа тур не наберется, да и вообще такой тур не наберется никогда. Если хочешь, набери человек 15, и мы с тобой отправим автобус».

      Опробовать свои идеи получилось в сентябре 2011 г., при помощи всего одного человека, что вышло – вам судить. Ночевки планировались в дешевых отелях типа Формула или Этап и в кемпингах, для чего были взяты палатка, газовая горелка, спальники и прочие причиндалы.

 День 1-й. Только прилетели – сразу сели. СПБ – Франкфурт.

     После приземления мы сразу оценили размеры «ворот Европы» — франкфуртского аэропорта, а также то, что кар – сервис, где у нас была заказана машина. Он закрылся за полчаса до приземления нашего самолета. Выручила встречающая сторона и первый ночлег был у родственников.

 День 2-й. Поехали. Франкфурт – Кельн – Маастрихт.

     Первый «ходовой» день, как и принято у приличных туристов, планировался самым легким. В плане было проехать неспешно километров 150 до Кельна вдоль Рейна с просмотром из машины множества средневековых замков прихотливо и в больших количествах обрамляющих берега этой могучей реки. Но вместо этого мы час за часом крутились по окраинам Майнца совершенно не понимая, чего хочет навигатор. Самая короткая (и красивая) дорога к Кельну вдоль Рейна, Рейн вот он – блестит, а навигатор тянет упорно в сторону. От отчаяния хотели было ехать просто по компасу, но покрутившись махнули рукой и поехали туда, куда хотел навигатор. Как выяснилось поближе к автобану. Эти метания нам обошлись криво.

Кельн, Кельнский собор    Во всем Кельне  успели осмотреть только знаменитый Кельнский собор, находящийся подохраной ЮНЕСКО, и фонтан Хайнцельменнхен, тоже местную достопримечательность. Кельнский собор, меня лично, если и поразил, так только своими размерами. На мой взгляд, не хватает голландской строгости и французского изящества. Да и строился слишком долго – 632 года, с 1248 по 1880 г. Сменилась куча архитектурных стилей и технологий, и, по-моему, в 19 веке его просто решили закончить любой ценой, с единственным желанием превзойти французов, если не красотой, то габаритами. Последнее явно удалось, первое, повторяю, на мой субъективный взгляд, не очень.

Кельн, фонтан Хайнцельменнхен    Фонтан Хайнцельменнхен, расположенный поблизости примечателен легендой, которой он посвящен. Некогда, при царе Горохе, чуть ли не всю домашнюю работу за женщин Кельна делали местные гномы. Ясное дело по ночам и тайком (так гномы устроены). Одна любопытная женщина как то решила подсмотреть, кто выполняет обязанности Тимура и его команды. А чтобы не караулить всю ночь просто взяла и рассыпала сухой горох по полу (примерный аналог японских «соловьиных полов» в замках самураев и русских пустых ведер расставленных для безопасности по всему дому). Гномы, как обычно выйдя на ночную работу, попадали, обиделись, и ушли из Кельна. Женщинам пришлось самим впрягаться в домашние дела, за что они переполнены благодарностью по самую лебединую шею к своей товарке из прошлого.

    Потерянное в борьбе с навигатором время не позволило осмотреть великолепный кельнский музей Вольфара – Рихарца. Чтобы не выбиться из графика пришлось ехать на планируемую ночевку в голландский город Маастрихт. Заночевали в местном хостеле (примерно наша студенческая  общага, койки в два яруса, десяток людей и одна душевая кабина в номере, правда в центре города). Парковка и завтрак прилагается к хостелу. Продрав утром глаза, заметили, что упустили, как выяснилось позже, единственную возможность использовать палатку. Оказывается, ее можно было поставить прямо на газоне у остатков средневековой крепостной стены.

Маастрихт. Врата ада

   День 3-ий. Д`Артаньян, Босх и Хальс. Маастрихт – Хертогенбос – Харлем – Гент.

     Маастрихт  (что в переводе «переправа через Маас») – главный город голландской провинции Лимбург и старейший город в Нидерландах. Старый город и основные достопримечательности расположены на левом берегу Мааса. Более 1500Маастрихт, памятник д`Артаньяну зданий старого города охраняются как памятники архитектуры. Широким народным массам город известен по большей части тем, что именно здесь в 1673 г , во время осады города войсками Людовика ХIV, погиб бравый капитан мушкетеров Шарль де Бац Кастельмор д` Артаньян. Он схлопотал пулю в голову во время безумной атаки через открытое всем ветрам и пулям поле, которой командовал еще один «литературный» герой – герцог Монмут, эпизодический персонаж романов Сабатини «Одиссея капитана Блада» и Конан Дойля «Майка Кларк». Памятник герою Дюма стоит у так называемых «Врат Ада» — остатков древней крепостной стены.

    Из прочих достопримечательностей очень хороши мост  Святого Сервасия 13 века,

Маастрихт. Мост святого Сервасиядва готических собора – св. Сервасия и св. Яна, один романского стиля (церковь Богоматери).

Маастрихт. Соборы св. Сервасия и св. ЯнаЛюбопытен также памятник Йоханнесу Минкелерсу, монаху – изобретателю газового освещения.

Маастрихт, памятник монархуЕсть еще превосходный музей живописи Боннефантен, но на его посещение времени уже не было. Он открывается в 11 утра, и мы бы опять выбились из графика. Поэтому вперед, на Хертогенбос!

Хертогенбос. Памятник Босху    Город Хертогенбос – столица провинции Северный Брабант, известен тем, что в нем родился и прожил всю жизнь один из самых загадочных художников мира Иероним Босх. Его картин, да и вообще ценных картинных галерей (путеводитель сообщает о нескольких работах Босха в местном музее, но явная лажа, конечно копии), в городе нет, и планировалась короткая остановка просто по пути, для осмотра собора святого Яна в стиле пламенеющей готики (строился в 14 – 16 веках). Но город оказался очень Хертогенбос. Собор св. Янапривлекательным и уютным. Хотелось в нем подзадержаться, но сковывала главная цель этого дня – Харлем. Вообще Хертогенбос и его «гений места» вызвали некоторое недоумение. Совершенно непонятно, как в таком светлом городе могло появиться столь фантасмагоричное дарование. Может для равновесия здравомыслящим и степенным голландцам? Ну да, конечно, Голландии тогда не было. Эти земли входили в состав Священной Римской Империи, да и жил он задолго до Реформации… А как же преемственность? Голландии Босх вообще не идет, вот Испании очень даже. Испанцы исправили это недоразумение, большая часть работ Босха находится в испанских музеях.

Харлем – главный город провинции Северная Голландия. Очень проникновенно рассказал о городе и его гении места Франсе Хальсе Петр Вайль в своей книге. Любопытствующих отсылаю к ней, а пока о своих впечатлениях. Конечно, дом — музей Хальса, расположенный в бывшем старческом доме, где разорившийся художник провел последние годы жизни, на мой взгляд, главная достопримечательность города.

Харлем. Музей ХальсаХронологически первый из великой тройки (вместе с Рембрандтом и Вермеером) Харлем. Хальс, групповой портретголландцев «золотого» 17 века голландской живописи. Собственно с его группового портрета роты стрелков святого Адриана, этот «золотой» век и начался. Это был настоящий прорыв, революция в живописи. Музей — отличное собрание картин харлемской школы, но картины Хальса выделяются даже на этом великолепном фоне. Причем в них прослеживается по сути весь творческий путь Хальса от брызжущих весельем и жизнью ранних работ до гениальных парных портретов регентов и регентш старческого дома, написанных усталым и разочаровавшимся 83 летним стариком. Дистанция между Хертогенбосом и Харлемом около 100 километров, а культурно совершенно разные эпохи. Между готическим морализаторством, пусть и причудливым, Босха и барочным жизнелюбием Хальса. Насладившись живописью, мы неспешно двинулись в сторону собора святого Баво (готика 14 века).

Харлем. Собор святого БавоВ соборе похоронено около 1100 человек, собственно пол и состоит из могильных плит. Могила Хальса отмечена  фонарем.

Харлем, Собор святого Баво, Могила ХальсаСобор знаменит и своим органом, одним из самых красивых в мире. Его высота 30 м, у него 3 клавиатуры, 68 регистров, 5 000 труб.

Харлем. Собор святого Баво. Могила ХальсаНа этом органе, будучи проездом в Харлеме, играли Моцарт и Гендель. С потолка свисают три модели кораблей, как сообщает путеводитель, в память об участии Харлема в 5 крестовом походе в 13 веке.

Харлем. Собор святого Баво. Могила ХальсаСтранно, модели представляют собой линейные корабли в лучшем случае века 17. Вернувшись на парковку, мы узнали, что полиции хотя и не видно, но возникает она при удобном случае мгновенно – под стеклом штрафная квитанция. Дело в том, что мы оплатили стоянку из расчета трех часов, вернемся позже — оплатим по факту. Такие номера в Харлеме не проходят, но прошел другой, по крайней мере пока. Не найдя кому платить, мы по совету туземцев тихо испарились в сторону Гента. В Генте приключился забавный эпизод. Поскольку отели мы изначально не заказывали, а кемпинги нам не встретились ни разу (откуда бы им взяться на автобанах, куда нас упорно тащил навигатор?), и отель, на который наткнулись, показался слишком дорогим, то вступили в переговоры с местной полицией в целях выяснения, а где тут поблизости есть хостел. Обычный полицейский попробовал узнать, на каком языке с нами удобнее общаться. Он пытался это сделать на 5 (пяти!!!!) языках (английском, немецком, французском, испанском, португальском), но натыкался на универсальное «моя твоя не понимает». Мы ему объяснили, что «раше туристо» и он сразу поскучнел. Но карту раздобыл, отметил место и даже позвонил туда, чтобы нас встретили. Но мы на радостях приехали туда через час, администратор уже ушел, нас не дождавшись, и мы пошли неверной дорогой, заночевав в центре города в машине.

Продолжение следует…

Если вам понравилась статья вы можете о ней рассказать друзьям:
Запись опубликована в рубрике Европа, За рубежом, Путешествия. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: По Европе на авто. Часть 1

  1. Мария говорит:

    Большое спасибо за статью! Много всего интересного и познавательного. Как все хочется тоже посмотреть! Очень забавная легенда про женщин Кельна. Ну и эпизод в Генте тоже веселый. Спасибо за хороший русский язык, яркие описания, юмор и иронию.

  2. Ольга говорит:

    С удовольствием прочла статью. Сожалела вместе с авторами, что не всё им удальсь посмотреть, что бы хотелось. Прекрасные иллюстрации к тексту. Орган в соборе Святого Баво просто великолепный! Спасибо большое.

  3. Евгения говорит:

    Никак не могу привыкнуть, что некоторые окружающие меня люди знают не просто больше, а катастрофически больше!!! Хочется ходить за ними следом и, затаив дыхание, слушать ….

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>