Ергаки. Западный Саян. Описание похода 2003 года

Путешествуем вместе с Денисом Руинским
                           Фото материалы Михаила Азарова

Ергаки Западный Саян озеро Светлое

«Ергаки» — в переводе с древнетюркского обозначает «пальцы».  Эти места просто кишат легендами и преданиями, ведь раньше здесь любили отдыхать боги в окружении каменных игрушек, приносимых ими сюда со всего света: «Как часто боги в шутку крылья обрывают и все живое, в назидание, в камень обращают».  Это было незабываемое путешествие, нас было всего трое, и мы побывали в месте, где жили и отдыхали Боги.

Идея путешествия зародилась в светлой голове нашего, практически бессменного руководителя походов, Федорова Паши, на тот момент хотелось чего-то не сложного, безо всяких ледников и серьезных скал, хотелось просто отдохнуть в горах. К сожалению, на тот момент принять участие смогли только трое – я сам, Паша Федоров, и наш замечательный фотограф – Мишаня Азаров.

О подъездах долго рассказывать не буду, они достаточно простые. Самолет до Абакана, пойманный прямо в аэропорту таксист, отвезший нас в гостиницу (угадайте, как называлась) переночевать, и с которым договорились о заброске по утру нас в горы, и что еще более важно, обещавший нас оттуда же и забрать (к слову сказать, при отсутствии в те времена сотовой связи в горах и Ергаки Западный Саян озеро Светлоена трассе – мы на такое не сильно рассчитывали, однако таксист нас не подвел). С водителем нам очень повезло, поскольку это был человек влюбленный в свой край, и всю дорогу рассказывал нам о его достопримечательностях, людях его населяющих, историю края и т.п. Дорога заняла около 3-х часов (там порядка 200 км) с учетом остановок для фотографирования и полюбоваться красотами (на фото – трасса М-54 и собственно первый взгляд на Ергаки).

И вот, наконец, мы добрались до нашей первой цели – экологический пост на реке Ергаки Западный Саян река ТушканчикТушканчик, здесь мы попрощались с нашим водителем, вскинули рюкзаки и отправились в путь к озеру Светлому. Это было 31 августа, по глубокому убеждению нашего руководителя, в Сибирь надо ходить исключительно осенью, и народу гораздо меньше, и погода устаканивается, настает «бабье» лето (главное – не промахнуться мимо него) и краски в тайге такие сочные и яркие, что любоваться ими можно бесконечно.

Ергаки Западный Саян Муравьиный подъем    А названия в Ергаках – это просто песня, а не названия. Вот, например, подъем «Муравьишка»

И таким вот образом, любуясь тайгой и открывающимися видами, мы вышли к вечеру на озеро Светлое. На нем полно оборудованных стоянок, и надо полагать, летом уйма народа, но сейчас мы встречали людей только спускающихся с озера вниз.

Озеро Ергаки Западный Саян озеро СветлоеСветлое – центр Ергак (отнюдь не географический), а так же место, где душа наполняется покоем, все суетные мысли отступают и хочется бесконечно наслаждаться тишиной и уютом.

Мы разбили лагерь на одной из стоянок на самом берегу, посидели у костра, и в предвкушении будущих красот залезли в палату.

Настало 1-е сентября, по статистике, самого сухого здесь месяца. Каково же было наше разочарование – проснулись мы под звуки дождя, не сильно, но монотонно что-то бубнившего по палаточному тенту. Но такая мелочь не могла испортить нам настроения.  Хотя мы и отказались от сворачивания лагеря и перехода через перевал Птицу, на месте нам не сиделось. Мы отправились осматривать близлежащие красоты – оз. Золотарное, оно же Малахитовое. Ергаки Западный Саян останцыЗаодно, поднявшись на горушку Видовку, полюбовались останцами.  Почти каждый из них имеет собственное имя, там и Слоники и Собаки и кого или чего только нет.

Побродив по этим сказочным местам, мы вернулись в наш уютный лагерь. Прошел еще денек и, наконец, настала отличная погода. Мы двинулись по запланированному маршруту, через перевал Птица, к новым сказочным местам. На подъеме глаза разбегались и мы не знали куда смотреть и где красивее – впереди

Ергаки Западный Саян пик Птицаили позади.Ергаки Западный Саян озеро Светлое

И даже попавшиеся на тропе свежие следы медведицы с медвежонком не смогли нарушить очарование этих мест.

Подъем на перевал никакой технической сложности не представляет, идешь себе по Ергаки Западный Саян перевал Птицатропе, любуешься видами на все стороны и представляешь себе, как некогда в этих местах отдыхали Боги. Однако, добравшись до седловины, в голову закрались мысли, что название перевала связано не только и не столько с одноименной вершиной, но и с методом спуска, поскольку спуска кроме как для птиц не просматривалось. От паники нас спас чуть под отставший со своей видеокамерой Ергаки Западный Саян озеро Горных Духов перевал ПараболаРуководитель, поведавший, что есть на самом деле тропа, уходящая вправо на соседний отрожек и спускающаяся к озеру Горных Духов. Тропа действительно нашлось без особых проблем, и через некоторое время нам открылось озеро. Сверху присутствия Духов не просматривалось, но когда мы спустились на берег озера, всякие сомнения в Их присутствии моментально развеялись.

Над озером величественно вздымались два Брата (Толстый и Тонкий) образующие перевал Парабола. Закончив обед на озере мы двинулись аккурат между ними. Поднявшись на седловину удивлению не было предела – мы, конечно, видели фотографии Параболы дома, но имея многолетний опыт хождения по горам, оказаться на перевале, состоящем из абсолютно монолитного камня – к такому мы оказались слегка не готовы.

Ергаки Западный Саян перевал Парабола озеро ХудожниковТакие образования в Ергаках встречаются часто, но первая встреча всегда поражает. В сухую погоду можно было бы спуститься прямо по скале, но так как только что прошел легкий дождь, мы прижались к Толстому брату (справа по ходу), нашли там подобие тропинки и быстренько спустились на озеро Художников. Я не знаю, кто давал названия в этом районе, но снимаю перед ним шляпу, насколько они отражают окружающую действительность и характерные особенности этих потрясающих мест. Нам повезло, в нашей немногочисленной компании был, хоть и фото, но художник. Ергаки Западный Саян озеро Художников

Чуть выше озера, в 10 минутах подъема, находится изба «Мечта» — легендарная избушка, построенная энтузиастами в далеком 1974 году. Ее крыша образована большим плоским камнем, стены наполовину естественные (каменные), наполовину рукотворные (из деревянных бревен). Когда то, изба «Мечта» была надежным укрытием для туристов, застигнутых непогодой: внутри был сухой настил из бревен, запас дров и продуктов, а также журнал, в котором отмечались «постояльцы». Сейчас, изба «Мечта» утратила свой статус горной гостиницы: бревенчатая стена частично разобрана, от настила мало что осталось, внутри пусто и грязно, журнал исчез.

Переночевав на берегу озера Художников, с потрясающимиЕргаки Западный Саян перевал Парабола видами на фантастический перевал Парабола, мы отправились вниз по р. Тайгиш, до слияния с р. Тайгишонок и далее, вверх по ней. По пути любовались многочисленными водопадами, пусть и не очень высокими, но весьма живописными, окружающими вершинами с поэтическими названиями: Пик Коня, Страж, Тугодум, Зуб Дракона, Верблюд и т.п. В принципе, что бы определить, где какая – даже в карту было не обязательно смотреть, настолько точно названия отражают действительность.

Ергаки Западный Саян

По пути нас опять застал дождик и на наше удивление, прямо у нас на глазах, образовался стекающий со склонов отрога ручей-водопад.

Разбив лагерь выше зоны леса, поутру мы были награждены совершенно потрясающим видом вниз на долину, получившим впоследствии название – «Золото Маккены»

Дальнейший наш путь лежал мимо озера Восьмерка, через пер. НКТ (Норильского клуба туристов, он же — Туманный), к озеру Сказка, где мы собирались маленько отдохнуть от рюкзаков и погулять по окрестностям налегке. Погода нам благоприятствовала, виды были потрясающими и, переночевав у Сказки, мы отправились дальше. Нас ждало озеро Лазурное и Спящий Саян.Ергаки Западный Саян озеро Лазурное

Озеро нас не разочаровало, и хотя погода «шептала», покой и уют этих мест, приводил в состояние какой то полной отрешенности от всего мирского, казалось, ты находишься уже в каком то совершенно другом мире.

Ергаки Западный Саян озеро Лазурное Спящий Саян

Утром Ергаки опять изменились и стали уже не таинственными и загадочными, а просто красивыми. Мы спустились на озеро М. Буйбинское (Радужное), откуда открывается потрясающий вид на величественный Спящий Саян.Ергаки Западный Саян Спящий Саян озеро Буйбинское Радужное

Ергаки Западный Саян Висячий Камень    С ним связано огромное количество легенд, одна из них, кстати, гласит, что когда Висячий камень над озером упадет, Саян проснется и раздаст всем так, что мало не покажется, именно поэтому мы решили не подниматься к нему, что б избежать искушения попробовать скинуть Висячий Камень (а этим занимаются практически все группы).

Ергаки Западный Саян хариус    Вместо этого, мы посвятили вечер рыбалке и купанию, удалось и то и другое. Хотя воздух прогрелся вполне достаточно, водичка в озере бодрила весьма и весьма. Рыба нас тоже очень удивила и поставила в тупик, на вид это был обычный некрупный хариус, но почему то почти все рыбки были как будто поломаны. Впрочем, на вкусовых качествах это никак не сказалось и мы уплетали их за обе щеки.

В принципе, отсюда уже можно было спускаться на Тормазаковский мост на трассе и двигать к дому, но у нас еще оставались еда, погода, по ощущениям, устоялась и мы решили вернуться к озеру Светлому, настолько те места запали в душу. Мы перевалили в р. Тушканчик и, поплутав по тропам в поисках озера Медвежье Ухо (поскольку в нашей компании был Мишаня – очень хотелось сравнить), вернулись на Светлое.

И вот мы опять в этом сказочном месте. На озере тишина, лишь легкая рябь, никого из людей нет. За прошедшую неделю тайга еще набрала красок и любоваться этим можно было бесконечно.Ергаки Западный Саян озеро Светлое пик Птица пик Звездный

После ветреных дней, на земле в огромном количестве валялись кедровые шишки, для нас, северных жителей, это экзотика и хотелось привезти несколько штук Ергаки Западный Саян домой, показать детям. Набрать шишек проблемы не представляло и я их сложил под тент палатки, однако поутру шишек уже не было, а  рядом с палаткой сидел местный житель и, казалось, говорил: «Ну чего, давай еще, видишь, не могу уже сам по тайге бегать»

Сходили мы еще раз и на озеро Золотарное, и хотя мы там ужеЕргаки Западный Саян озеро Золотарное Малохитовое побывали в прошлый раз, в эту погоду, с этими красками все было совсем по другому и как будто в первый раз.

К сожалению, все хорошее, когда-нибудь заканчивается, нас ждал спуск вниз, машина, трасса, самолет, дом, работа. И хотя мы пробыли в горах не полных две недели, было ощущение, что мы там провели месяцы. На лицах у нас постоянно присутствовали улыбки, в душе – покой и умиротворение и ни какие бытовые мелочи или неурядицы не могли разрушить очарования Ергак.

С того похода прошло уже десять лет, но ощущения и впечатления от него до сих пор греют душу и очень хочется верить в то, что мы туда обязательно вернемся и еще раз прикоснемся к этой сказке.

Если вам понравилась статья вы можете о ней рассказать друзьям:
Запись опубликована в рубрике Ергаки, По России, Туристические маршруты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 комментариев: Ергаки. Западный Саян. Описание похода 2003 года

1. Ольга говорит:

Когда я первый раз увидела фотоальбом этого похода, то просто влюбилась в Саяны. Еще было очень красивое время года. Так захотелось там побывать. Но увы…. где мои 17 лет?

2. Надежда говорит:

Замечательный альбом! Как будто сама путешествовала: природа,краски-очарование! Влюбилась в Саяны!

3. Валентина говорит:

Статья радует прекрасным русским языком и создаёт реальный эффект присутствия. А Миша Азаров — соавтор природы, его фотографии — класс.

4. Иван говорит:

Отличные горы и фото (одна не открылась — «или позади»)!

Все же у каждых гор есть свое, неповторимое, по сравнение с другими. Поэтому «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» )

Кстати, Ольга, начинать никогда не поздно, моя тетя в 50 заделалась активным походником. Главное, найти хорошую компанию.