Западный Кавказ, Архыз 2010, поход

Как то зимой, на одной из наших встреч в городе, неугомонный Сергей Виталич, дождавшись что б мы приняли на грудь и были посговорчивее, кинул клич: «А не хотим ли мы тряхнуть стариной и сделать в горах что-нибудь техническое, всякие там кошки, веревки, обвязки и т.п.».  В другой ситуации его призыв был бы наверно проигнорирован, но тут упал в благодатную почву, глаза загорелись, руки затряслись и посыпались идеи, где бы это осуществить, что бы не очень далеко,  не очень дорого и нам по силам.

Западный Кавказ Архыз гора София

Через некоторое время, протрезвев, выяснилось, что собственно желающих поучаствовать не так и много, но, тем не менее, Паша все ж начал подготовку и предложил нам Западный Кавказ, район Архыза, гора София. На нее имелся вполне доступный для нас маршрут 2А-2Б и дело было за малым, собрать команду, разыскать по антресолям спец. снаряжение и вспомнить былые навыки. Сроки для похода были определены несколько не стандартные. Посчитав, что летом, когда на Кавказ  ходят все, там очень много народу, да и жарко вообще то, решили отправиться осенью, в октябре, в расчете на «золотую» осень. Холода мы не боялись, личное снаряжение у всех вполне приличное – так что так тому и быть!!

Несколько выездов на лед и на скалы и мы посчитали себя вполне готовыми. Однако в процессе выяснилось, что участников осталось всего четверо, что в целом не смогло нас никоим образом смутить. И вот билеты куплены, снаряжение и раскладка готовы и подошло время грузиться на поезд  СПб – Кисловодск. Доехав до Невинномысска, отловили на вокзале таксистов и, погрузившись в две машины, поехали в собственно Архыз. Вариантов, где переночевать, было на любой вкус, от палатки до номеров гостиничного типа или коттеджей. Поскольку очень хотелось по-человечески помыться после дороги, остановились на Базе «Архыз» (http://arkhyz.net/gostinitci_arhiza/turbaza_arhiz.html). Жили мы в главном корпусе, номер вполне приличный, с удобствами, правда вчетвером было тесновато. И хотя проживание в ней было не очень дешевым, сунув свой нос в столовую на предмет изучения меню и цен, поскольку есть уже очень даже хотелось, быстренько оттуда убежали – и внешний вид столовой, и царящие там запахи до боли напомнили родной отечественный совковый общепит, так что вопрос питания пришлось решать в поселке. Это нас, впрочем, не расстроило и мы вполне замечательно поели в местной кафешке, прикупив заодно продуктов на перекусить вечером и утром.

Было у нас в Архызе и еще пара дел: поскольку район посещения является погранзоной, надо было получить заказанный еще из Питера пропуск на местной погранзаставе, и надо было найти какой-нибудь транспорт для заезда в горы, ну не тащиться же с тяжеленными рюкзаками вверх по дороге полтора десятка км. И то и другое нам вполне удалось, погранцы маленько поудивлялись, поискали у себя в недрах наши пропуска, но все ж нашли, машина типа «буханка» тоже нашлась довольно быстро.

Западный Кавказ Архыз ручей Ак-АйрыИ на следующее утро, после непродолжительной поездки мы оказались предоставленные сами себе в верховьях р. София, в месте впадения притока Ак-Айры. Долина плоская, достаточно широкая, встречаются местные джигиты, то ли пасущие лошадей, то ли пасущие проходящих, редких уже, туристов. Все просматривается. Чтобы не маячить у всех на виду, после недолгих поисков, нашли вполне уютную полянку чуть выше по ручью Ак-Айры, где и расположились лагерем.

Западный Кавказ Архыз Софийские водопадыПоскольку время было еще совсем не позднее, да и размяться хотелось, пошли посмотреть на Софийские водопады. Идти до них было не далеко, км. 2-3, и зрелище вполне того стоило. Несколько потоков срываются с отвесных стен, бьются в тесных им расселинах, бьют фонтанами. Вообще, как известно,  на бегущую воду можно смотреть бесконечно.

Помедитировав у водопадов, вернулись в лагерь, надо было отдохнуть после дороги, раскидать снарягу, и вообще…

На следующий день у нас была запланирована прогулка налегке на пер. Софийское Седло. Сам перевал никакой сложности не представляет, надо было размять ноги, маленько акклиматизироваться в горах, да и продукты подъесть. Все таки нас было всего четверо, а всякого снаряжения мы тащили много, так что рюкзаки к земле придавливали очень даже ощутимо.

Западный Кавказ Архыз гора СофияНа софийское Седло есть две тропы, для подъема мы выбрали по левому по ходу отрогу, сразу набрав высоту, и оказавшись на противоположном склоне от горы Софии, получили в награду великолепные виды на нее, благо погода нам в этом благоприятствовала. Дойдя до перевала, обозрели долины и вершины с той стороны и, спустившись с перевала сразу вниз, вернулись в лагерь. Время вполне позволило расслабиться после «тяжелого» дня, погреться на солнышке. В тот момент мы и предположить не могли – что это последняя в этом походе хорошая погода.

Поутру нас ждал подъем вверх по Ак-Айры, задача была добраться до предледниковых морен и разбить там базовый лагерь. В целом там не далеко, но приличный набор высоты, да и рюкзаки у нас весьма были тяжелые. Утро погодой не радовало, низкая облачность, временами моросил мелкий противный дождик, напоминая родной Питер, однако к нашему выходу наверх, под ледники, слегка раздуло и мы могли полюбоваться местами нашего предстоящего подвига на подъеме на Софию.

Западный Кавказ Архыз гора СофияПоставили палатку, соорудили стенку, поскольку ветерок присутствовал, погуляли по окрестным моренам. Поглядели в карту (очень это наш Руководитель любит), почитали описания маршрутов. На завтра нас ждал еще не Подвиг, но подъем на г. Надежда, опять же для акклиматизации и разминки, да и пути подъема на Софию оттуда должно было быть видно как на ладони.

Однако, как это частенько случается в горах, погода внесла свои коррективы. Низкая облачность, сильный порывистый ветер, и мы не рискнули выходить наверх. К обеду ветер еще усилился, стал уверенно сильным, палатка сотрясалась и возникли опасения, что ее может просто снести. Пообедав, при все усиливающемся ветре, Руководитель решил, что надо бы перенести лагерь чуть пониже, за поворот долины, в надежде, что там не будет так дуть. По-быстрому свернули лагерь и когда уже были готовы к выходу, пошел дождь со снежной крупой. Мы ломанулись вниз, слава богу ветер был в спину, но сила его была такова, что на не закрытых рюкзаком участках тела, по рукам и ногам, как будто стегали плеткой. В общем, мы так быстренько, практически вприпрыжку, доскакали до самого низа и смогли остановиться только уже в долине р. Софии. Только там нашлось место, где ветер не сбивал с ног и можно было более-менее спокойно поставить палатку.

Западный Кавказ Архыз река СофияТак закончился первый этап нашего «подвига». Следующий день пришлось посвятить просушке шмоток, поскольку, невзирая на новомодные шмотки типа Гортекса, все, во что мы были одеты накануне, включая трусы, было мокрым. А ведь не лето :)  Хотя нет, у меня нашлись сухие участки на рубашке, когда я ее снимал вечером. Правда, проведя ночь в куче мокрого тряпья, она сделалась равномерно мокрой. Пока сушились вещи, мы гуляли по долине, фотографы ловили кадры осенних гор, Руководитель колдовал с картой и маршрутом. По взаимному согласию решили не повторять попытку восхождения на Софию, поскольку выдуло нас оттуда, да еще и с таким извращением в виде снежной крупы по задницам, очевидно неспроста. А мы люди понятливые, понимаем с первого раза :)

В результате долгих размышлений, изучения карты, имеющихся с собой описаний Руководитель нашел нам неподалеку, почти по пути, вершинку, на которой можно было свершить «подвиг». Т.е. использовать все-таки всю массу имеющегося у нас с собой снаряжения.

И потому, с утречка, мы опять вскинули на себя, хоть и чуть полегчавшие, но все ж тяжелые рюкзаки и опять отправились вверх по Ак-Айры. Но теперь уже не налево, под Софию, а направо, через пер. Иркиз к Софийским озерам, где предполагалось поставить лагерь и сбегать внимательно осмотреть место «подвига».

Западный Кавказ Архыз перевал Иркиз Софийские озераПогода была вполне себе терпимая, не жарко, но и дождя нет. Правда имелся ветерок, который весьма остудил пыл, пока ждали друг друга на перевале, а когда спустились с него, и немного побродив по берегам озер в поисках наилучшего места для палатки, установили лагерь и взялись обедать, облачность опустилась и стало как то не очень уютно.

Но план есть план, и после обеда мы отправились осматривать вершинку. В принципе, не взирая на облачность, рассмотреть удалось, но на обратном пути несколько смущали попытки пойти то дождю, то даже снежку. В лагере, решив, что утро вечера мудренее и настроившись на завтрашнюю работу, завалились спать.

Западный Кавказ Архыз Софийские озераУтро и правда оказалось мудреным. Вылезти из палатки конечно можно было, но вокруг все завалило снегом по колено, да и видимость оставляла желать лучшего. Так что идти нам никуда не светило, и пришлось предаваться совершенно плебейскому отдыху прямо в палатке, поскольку за ее бортом уж очень неуютно было.

Пока предавались безделью в ожидании погоды, обсудив ситуацию, пришли к мнению, что не видать нам в этот раз никаких «подвигов». Снег конечно растает, это еще не зима, но вряд ли мы по имеющимся у нас срокам этого дождемся. Возник вопрос – что делать дальше. Возвращаться через Иркиз совсем не хотелось, там был довольно крутой подъем по травянисто-осыпному склону, и спускаться по нему по колено в снегу – нарываться на неприятности. Идти на другие перевалы – аналогично. Так что путь у нас был доступен только вниз в реку Софию, благо где то под снегом имелась тропа на нее, ведущая мимо небольшого озера с  трудно произносимым названием Кошха-Эчкачат.

Западный Кавказ Архыз Софийские озераСледующее утро, чудес не принесло, снег никуда за ночь не делся, но, как минимум, порадовало окружающими видами и намеками, что где-то есть солнце, и нам даже могут его показать. Так что позавтракав и свернув лагерь, мы начали тропить свой путь вниз, в «теплую» реку Софию. Западный Кавказ АрхызОглядываясь временами, с сожалением посматривали на присыпанные первым в этом году снегом склоны величественного Кавказа, понимая, что «подвиг» наш накрылся. Не знаю, уж к лучшему так случилось или нет, горы по сути своей непредсказуемы и им совершенно нет дела до наших планов и чаяний.

У нас оставалось еще несколько дней, и встал вопрос – что с ними делать. В город возвращаться еще точно рано, отпуск не такое частое событие в нашей жизни, чтоб его еще урезать, да и билеты обратные уже куплены на самолет из Минвод. В общем Руководителем было предложено два варианта: идем чуть вниз, и поднимаемся на пер. Орленок (бывший изначально в нашем маршруте) или – валим совсем вниз до того места, где начинает работать сотовая связь, вызываем машину и едем в Архыз. А оставшиеся три дня посвящаем осмотру Пятигорска, Кисловодска и Минвод.

Решили – хоть что то еще в горах посмотреть и нас ждал пер. Орленок.

А дальше с нами приключилась совсем прикольная история. Видать, пока обсуждали, что делать, не все участники с должным вниманием слушали руководителя (а он говорил, что до перевала 1500 набора высоты на 5 км пути). В общем, дойдя до притока Орленок, мы хотели спрятать в лесу наше лишнее снаряжение, чтоб не таскаться с ним наверх. Однако, при каждой такой попытке, как из-под земли появлялись местные и с любопытством на нас глядели: «А что это мы тут такое делаем?» Так нам и не удалось спрятать снарягу до самого обеда. Припрятав ее и вернувшись к столу, так сказать, один из участников, из случайной беседы вдруг осознал – сколько нам еще топать наверх. Возмущению его не было предела, почему ему никто ТАКОГО раньше не сказал. Поэтому поев, мы забрали нашу многострадальную заброску со снаряжением, буквально только что припрятанную в лесу, вызвонили машину и радостно потопали вниз, к цивилизации, бане, и прочим прелестям. В общем получилось, что сходили пообедать :).

Дальше все понеслось по накатанной, при возвращениях, дорогой: Архыз, вкуснейшие хачапури, пиво, баня, еще что то, такси, дорога и вот мы уже в Пятигорске.

По дороге, таксист предложил нам остановиться у магазинчика и прикупить коньяка, как он сказал – всех кого он возил – всегда берут. Мы, конечно, согласились и, попробовав продукцию, немедленно приобрели. Так мы познакомились с Прасковейским коньяком, при достаточно невысокой стоимости очень приличный оказался.

Поплутав по гостиницам, которых там великое множество, остановились вПятигорск Киса Воробьянинов «Интурист». Следующий день был посвящен Пятигорску, побывали на месте дуэли Лермонтова, посмотрели на город со склона одной из гор, посидели на Пятигорском Орле, посетили знаменитый Провал, купили билетик у Остапа Бендера, подкинули монетку Кисе Воробьянинову – в общем, культурно облагораживались. Дальше нас ждал Кисловодск. Очень приятный городок и, несмотря на осень, по-прежнему теплый и привлекательный. Парк Кисловодска – совершенно потрясающее и замечательное место, не могу сказать, что мы обошли его весь, но думаю, большую часть.

Собственно на этом наш отпуск и заканчивался, осталась только дорога домой.

Это был очень странный отпуск – его не назовешь ни походом, ни путешествием, хотя мы и в горах побывали, и города посмотрели. Но при всем при том, нам вполне удалось отдохнуть, набраться сил и впечатлений, и даже начать строить планы на следующий сезон.

Если вам понравилась статья вы можете о ней рассказать друзьям:
Запись опубликована в рубрике Западный Кавказ, Архыз, По России, Туристические маршруты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Западный Кавказ, Архыз 2010, поход

1. Надя говорит:

Денис, большое спасибо! Я была в этих местах в августе 91го. Очень приятно было увидеть знакомые места.